Одна из особенностей таких компаний – это большое количество лицевых счетов как физических, так и юридических лиц. Их число часто достигает несколько сотен тысяч и даже нескольких миллионов в рамках отдельно взятого филиала.
Такой объем контрагентов неизбежно приводит к большому количеству рутинных операций в информационных системах как со стороны сбытовых подразделений, так и со стороны сотрудников бэк-офиса, особенно юридического департамента.
Отдельно стоит отметить, что в рамках групп компаний зачастую присутствуют общие центры обслуживания и объединенные расчетные центры, для которых количество рутинных операций увеличивается в десятки раз.
Одним из путей увеличения скорости выполнения рутинных операций и снижения количества ошибок пользователей является технология программной роботизации процессов (RPA – Robotic Process Automation).
RPA — это технология, которая автоматизирует ручные процессы при работе с информацией при помощи программных роботов, выполняющих эти процессы автоматически на основе предварительно настроенной логики. Вмешательство человека требуется только для контроля результатов и принятия решений. Под информацией подразумеваются данные, содержащиеся в файлах, на сайтах, в приложениях и более сложных информационных системах.
Рассмотрим подробнее, какие процессы могут быть роботизированы.
Как правило, в рамках департамента сбыта бизнес-процессы хорошо автоматизированы с помощью биллинговых информационных систем. Однако, специалистам приходится использовать также и внешние информационные системы: такие как ГИС ЖКХ, АИС Город, личный кабинет на сайте Росреестра, различные Excel файлы, справочник ФИАС. Приведем несколько примеров роботизации из нашего опыта.
Программный робот считывает из файла код и ищет соответствие в ГИС ЖКХ. Затем сохраняет необходимую информацию по этому коду в файл отчета.
Последовательность действий программного робота выглядит следующим образом:
Для формирования справок робот переходит в АИС Город, готовит справку по каждому абоненту и отправляет файл в ГИС ЖКХ в качестве ответа на обращение.
Первым этапом программный робот получает на вход Excel-файл со списком адресов и с указанием кадастрового номера. Затем входит в личный кабинет на сайте Росреестра и по ранее учтенным объектам создает запросы на формирование выписки, сохраняя номер запроса в исходной таблице. Вторым этапом робот проходит по исполненным запросам и сохраняет готовые выписки.
Сотрудникам юридического департамента также приходится выполнять большое количество рутинных операций, особенно при работе с неплательщиками, приведем несколько примеров роботизации:
В бухгалтерии присутствуют рутинные процессы актуальные как для всех компаний, так и специфические для сферы сбыта. Особенно много процессов появляется при выделении этих функций в общие центры обслуживания, для которых программные роботы могут являться не просто помощниками, но и полноценными цифровыми сотрудниками. Примеры некоторых процессов:
Часто программную роботизацию с применением RPA-платформ начинают с отдела по работе с персоналом, а именно с процесса подготовки справок о доходах по запросам сотрудников. Помимо этого, могут быть роботизированы процессы:
Возможности роботизации для департамента закупок зависят от степени зрелости и функциональности системы управления закупками. Для роботизации можно рассмотреть следующие процессы:
Процесс создания программных роботов состоит из трех частей:
Для описания простых роботов достаточно пошагового сценария и скриншотов экрана пользователя. Для сложных роботов привлекается системный аналитик, который готовит и согласовывает подробное описание процесса.
Наш подход к лицензированию никак не ограничивает заказчика по количеству создаваемых и запускаемых роботов, что позволяет сделать больше роботов, разделить больших роботов на части, быстрее запускать роботов в работу и вести параллельную разработку. В среднем срок создания робота от идеи до ввода в эксплуатацию составляет 1,5 месяца, при этом сама разработка занимает 1-2 недели.
У нас наработан большой опыт в области роботизации для таких компаний, на текущий момент реализовано более 100 роботов для различных рутинных операций. Реализация проектов роботизации проводится как собственным центром роботизации, так и с привлечением наших партнеров. Для дополнительной консультации оставьте заявку